*
 

Семинар в Берлине

Семинар в Берлине

Экскурсия по постоянной выставке музея «Топография террора» (Берлин, 7 мая 2014 г.).

Семь дней пребывания в Берлине... или несколько размышлений о стажировке по преподаванию истории Холокоста.

Около 15 лет белорусские коллеги сотрудничают с Центром «Холокост» (г.Москва). Благодаря проводимым Центром ежегодным конкурсам «Память о Холокосте – путь к толерантности» и при его финансовой поддержке (оплата билетов), около 20 педагогов Республики Беларусь побывали в Яд-Вашем (Израиль), несколько человек – в Париже и Берлине. В очередной поездке в столицу Германии, по традиции, был включен представитель Беларуси, кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Гродненского государственного музыкального колледжа, автор многочисленных публикаций, освещающих мемориализацию трагедии в музыкальном искусстве, Инесса Двужильная. Предлагаем ее размышления о семинаре.
Число 7 в нумерологии означает разум, одухотворенную материю, учение, философское осмысление, постоянный поиск и открытие новых фактов. Вероятно, эти составляющие были характерны для учителей, методистов, доцентов, профессоров, работников библиотек и музеев из России и Беларуси, которых объединила программа образовательного семинара в Берлине, посвящённая разным аспектам преподавания одной из самых сложных тем в контексте истории ХХ века. Символичными оказались и даты: 4-10 мая, опоясывающие День Победы во Второй мировой войне для одних и день подписания капитуляции нацистской Германии других.
Некоторая напряжённость была снята практически с первой встречи с организаторами семинара – сотрудниками Дома Ванзейской Конференции, которые предложили слушателям лекции и разнообразные семинарские занятия с активным включением в процесс обсуждения всех присутствующих.
Немецкая педантичность и научность отличала лекции доктора Вольфа Кайзера («Самоидентификация немецких евреев до прихода Гитлера к власти на фоне истории евреев в Западной и Центральной Европе») и семинар доктора Элке Григлевски («Тема Холокоста в Федеративной Республике, Германской Демократической Республике и в России»). Слушатели семинара получали навыки работы с фотоматериалами (лекция «Использование фотографий как источников на занятиях по истории Холокоста» доктора Кристофа Кройтцмюллера, «Взаимная экскурсия» в Доме Ванзейской конференции Татьяны Маныкиной). Высочайший уровень работы с фотоматериалами продемонстрировал и экскурсовод Себастиан Герхард во время экскурсии по постоянной выставке музея «Топография террора». Отойдя от описательности и констатации исторических фактов, он заставлял нас, посетителей, думать, аргументировать свои предположения, связывать единой нитью детали фотографий, искать глубинные смыслы. Вот уж где действительно превалировало не количество увиденного материала, а качество услышанной информации.
Семинарские занятия в Доме Ванзейской конференции… Они были отмечены особым знаком благодаря высокому уровню участников стажировки: теоретиков и практиков. Мы чувствовали себя достаточно надёжно благодаря энциклопедическим знаниям в данной теме руководителя группы Ильи Альтмана и профессора Бориса Хавкина; к ним нередко обращались мы за консультациями во время выполнения заданий.
Педагогическая мастерская… Так бы мне хотелось назвать урок в 11 классе по современной истории господина Шульце-Таммена в берлинской гимназии имени Шиллера. Непринуждённая обстановка сотрудничества, конкретно поставленные задачи и творческие обсуждения учеников, готовых отстаивать свою точку зрения в вопросе: «Есть ли сегодня необходимость в установлении видеокамер в школе?» Тривиальный вопрос? Нужно было услышать дебаты учащихся, чтобы понять значение слова «свобода личности», «защита прав». Ещё раз убеждаешься в истинности того, что сегодня пришло время неординарной творческой личности педагога, способной пробудить у молодёжи интерес к получению знаний.
Ещё одна страница стажировки – мемориальные мероприятия. Мемориальная церемония у вокзала Грюневальд, откуда с 1941 по 1943 год отправлялись поезда с депортированными немецкими евреями. Краткая сдержанная речь доктора Вольфа Кайзера, минута молчания, вопреки традиции еврейской культуры возложения камешек - букет роз от слушателей семинара. 8 мая, русско-немецкий музей Карлсхорст… В этом здании 8 мая 1945 года в 22.00 была подписана капитуляция. После экскурсии ещё одна церемония – встреча Дня Победы. Как-то сами собой на улице, у постамента, на котором водрузился русский танк, зазвучали в нашем исполнении советские песни о войне.
Насыщенный мероприятиями образовательный семинар пролетел на одном дыхании благодаря его прекрасной организации, продуманности каждого момента. Тёплым словом вспоминаем Татьяну Маныкину, ранним утром встречающую нас в отеле и сопровождающую группу на протяжении всего дня.
Что принесёт нам, участникам, этот семинар? Вероятно не только новые знания или подходы к изучению темы Холокоста, но и осмысление опыта коллег, перспективы разработки участниками стажировки индивидуальных проектов. Ведь за рамками семинара оставались человеческие общения, налаживание научных контактов, приглашение коллег на подобные мероприятия в своих регионах.

Инесса Двужильная, кандидат искусствоведения, доцент
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.



Приоритетные сайты

^