*
 

Расціслаў Выграненка

Расціслаў Выграненка


Завершился Международный праздник органной музыки «Органы Европы звучат в Гродно». 26 ноября в стенах концертного зала Гродненского государственного музыкального колледжа состоялся заключительный концерт, на котором выступил органист из Польши Ростислав Выграненко.
Р.Выграненко в настоящее время является одной из значительных фигур в музыкальной жизни Польши и Европы. Музыкант активно концертирует, выступает на многих международных фестивалях. География его концертов поражает своей масштабностью. Он побывал почти в двухстах городах большинства европейских стран: Бельгии, Германии, Дании, Италии, Польши, Словакии, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, а также Украины и Беларуси.
В репертуаре исполнителя более 1000 органных произведений, охватывающих всю историческую ретроспективу органной музыки начиная с XVI века. Польский органист выпустил несколько компакт-дисков, с уникальными записями, имеющими историческую значимость. Так, впервые им были сделаны записи всех произведений Адама из Вонгровца (†1629) и Петра Друсиньского (†1611), а также всей Варшавской табулатуры (XVII в.). Р.Выграненко является первым исполнителем и многих современных сочинений, «музыкальных новинок».
В программе заключительного вечера Международного праздника органной музыки «Органы Европы звучат в Гродно» была представлена музыка композиторов барокко, романтизма и ХХ века. Слушатели имели уникальную возможность в ходе концерта вместе с меняющимся «музыкальным временем» услышать звучание нескольких органов из разных уголков Европы. В ходе тщательного вдумчивого отбора и творческого экспериментирования в процессе репетиций, польский органист выбрал шесть вариантов органов, записанных в память концертного инструмента фирмы Magnus Silesia Moderno Royal. Словно подчиняясь магической власти музыки, царившей в концерте, под умелой рукой органиста преображался и перевоплощался и сам инструмент.
Так, музыка итальянского композитора Дж. Фрескобальди, в творчестве которого впервые раскрылось всё великолепие и величие органа, прозвучала на итальянском барочном органе XVII века собора св. Карла г. Брешиа. В музыке «Бергамаски» и «Джирольметы» из сборника «Fiori musicali» («Музыкальные цветы»), сочинённых в жанре каприччио, ожили старинные итальянские мелодии.
Стиль немецкого барокко, был представлен музыкой Д.Букстехуде. Его «Te Deum laudamus» (старинное хвалебное песнопение во славу Господа) – поразил своим масштабом и грандиозностью. Неслучайно, что ещё во времена Д.Букстехуде такая музыка вызывала восхищение и восторг у слушателей. И даже И.С.Бах и Г.Ф.Гендель были восторженными почитателями искусных импровизаций прославленного органиста. В интерпретации Р.Выграненко «Te Deum laudamus» Д.Букстехуде звучал на немецком барочном органе г.Цволе.
Как величественен звук органа! Он не терпит суетности, а требует сосредоточения, погружая слушателей некое иное неземное пространство. Совершенно иную грань барочного стиля в концерте раскрыла музыка И.С.Баха. Эффектный монументальный стиль Д.Букстехуде сменил лирико-философский мир музыки И.С.Баха. В концерте прозвучала Хоральная прелюдия «Ich ruf' zu dir» («Я взываю к тебе, Господи»), мелодию которой использовал известный кинорежиссер Андрей Тарковский в фильме «Солярис». А на сцене звучал пражский орган XVIII века.
В произведениях французского композитора Жака-Николя Лемменса (Пасхальная соната) и немецкого органиста Адольфа Хессе (Фантазия фа минор) перед слушателями открылся мир музыки романтизма. Эпоха, возродившая Баха, изменила звучание этого традиционного для барокко инструмента. В тембре его голоса обострены два полюса звучности: человеческого (камерного, интимного, сокровенного) и духовного, сакрального (величественного, масштабного). Произведения композиторов XIX века были исполнены на французском романтическом органе г.Кан.
В завершении концерта на суд публике предстали сочинения XX века: Хорал № 3 ре минор нидерландского композитора Хенрика Андриссена (1892-1981) и Прелюдия и фуга на тему костёльной песни «Победную песнь споём» польского автора Кароля Хлавички (1894-1976). Под стать стилю современной музыки польским органистом был выбран большой нидерландский орган г. Роттердам, сконструированный в 1973 году.
Музыка ХХ века как будто сложена из противоречий. Масштабность, сложность и глубина содержания требуют от исполнителя вдумчивой и осмысленной игры. Музыкант, играющий на органе уже не только виртуоз, поражающий публику «ловкими трюками», но, прежде всего, глубокий философ, мыслитель, создающий посредством звуков своё видение музыкальных образов.
Судя по словам Р.Выграненко, высказанным в беседе перед концертом, чувствуется его особое отношение к современной музыке. Именно она даёт богатую почву для исполнителя, позволяя по-своему прочувствовать и выразить смысл авторского текста.
Мир органной музыки так незнаком и далёк от сознания современного человека, но, тем не менее, несёт в себе заряд некого позитива, и обладает необъяснимой силой воздействия. Возможно, дело в самом звучании органа, который испокон веков был церковным инструментом, а органисты, как правило, искренне и глубоко верующие люди несли божественное слово в массы, выступая в роли проповедников.
Завершившийся цикл концертов «Органы Европы звучат в Гродно», несомненно, важное и значимое событие нашего города, которое уже получило большой общественный резонанс, и приобрело своих постоянных поклонников, и не только в среде музыкантов, но и среди людей других профессий.
Екатерина Милай

Расціслаў Выграненка

Расціслаў Выграненка

Расціслаў Выграненка

Расціслаў Выграненка

Расціслаў Выграненка

Расціслаў Выграненка
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Приоритетные сайты

^