*
 

С юбилеем!

Директор Гродненского государственного музыкального колледжа Алексей Солодухин на днях отметил 50-летний юбилей. Чем не повод заглянуть на чашку кофе и поинтересоваться, с какими достижениями подошел к знаменательной дате?

Играю на чем хотите

– Алексей Михайлович, вы в колледже с первых рабочих дней?
– Да, хотя родился и вырос в Витебске. Окончил Витебское музыкальное училище, поступил в Белорусскую государственную академию музыки (в те времена консерватория имени Анатолия Луначарского), где и встретил свою судьбу. Лариса была из Гродно. Ее родители жили в центре города буквально в двух шагах от старого корпуса музыкального училища (с 2008 года – музыкальный колледж – прим. ред.). Поэтому, когда в 1987 году приступил к работе, буквально пяти минут хватало, чтобы добежать до кабинета и ноты разложить.

– Музыкальное начало в вас от кого?
– От обоих родителей. Папа – инженер-конструктор, хоть никогда не пел, на губной гармошке играл здорово. А вот мама – профессиональный музыкант, окончила училище по классу домры. В ее семье все шестеро детей были музыкально одаренными. До сих пор с теплом вспоминаю праздники, когда большой род собирался за одним столом и обязательно пел. Сначала я только слушал их трио и квартеты, а когда пошел в музыкальную школу, смог подыгрывать.

– Ваш инструмент какой?
– Какой хотите (смеется)! Так отвечать научили опытные ребята на призывном пункте. В армии моя специальность «музыковедение» была бы не востребована, а так и на тубе, и на клавишных играл, делал аранжировки, песни писал и даже марши для духового оркестра. Музыкальную школу окончил по классу фортепиано.

На двух стульях

– Колледжем без малого 15 лет руководите…
– Да, сначала девять лет преподавал в нем музыкальную литературу. В 1996 году, когда Андрей Васильевич Бондаренко решил стать священником, сменил его на должности руководителя Гродненской капеллы. А спустя два года принял предложение возглавить музыкальное училище. Я хорошо знал его изнутри, понимал, что должен делать, и смело шел руководителем.

– Помните, какие задачи ставили перед собой?
– Первая была традиционной для всех – развивать и без того высокий потенциал учебного заведения. Но она была невозможна без второй – укрепления материально-технической базы. В 1998 году одна часть училища размещалась в корпусе по улице Волковича, другая – в частично достроенном здании по проспекту Янки Купалы. Как шутили сами, образовательный процесс были вынуждены вести на двух стульях. Но благодаря поддержке руководства области в 2000-м все переселились в новый корпус, через шесть лет полностью закончили ремонт в нем, а в 2009 году недостроенный корпус поликлиники реконструировали под общежитие на 180 мест.

– Настойчивы в достижении целей?
– По-хорошему, да. Никто не пришел и не спросил: «Алексей Михайлович, не возьмете пару роялей?». Необходимость покупки каждого из них приходилось обосновывать. Зато сегодня можем похвастаться, что, в принципе, обеспечены музыкальными инструментами.

Музыкальная конкуренция

– Чем особо гордитесь?
– Достижениями педагогов и учащихся. Одно из самых значительных в этом году – победа баяниста Андрея Жуковского на VI Республиканском открытом конкурсе исполнителей на народных инструментах имени И.И. Жиновича. В истории колледжа это было впервые. С 1998 года лауреатами премии имени Александра Дубко областного исполнительного комитета в номинации «Преподаватель года» в каждом втором случае становятся наши педагоги. Считаю показательным и тот факт, что на базе колледжа часто проводятся республиканские мероприятия. Буквально на днях, 7–9 декабря, будем встречать участников музыкально-теоретической олимпиады со всей Беларуси.

– Вы честолюбивый директор?
– Любому руководителю без честолюбия никак. Если не сравнивать себя с коллегами, можно запросто оказаться позади всех.

– Чем завлекаете в Гродно молодых специалистов?
– Серьезный аргумент – общежитие. Часть первого этажа отдали молодым преподавателям и семейным парам. Ценит наше учреждение молодежь за возможность творческой реализации. Еще один плюс – хорошая педагогическая школа.

На работу с Джорджем Бенсоном

– В вашей жизни место музыке остается?
– Да. Но, к сожалению, в Гродно сейчас не так много возможностей послушать живое исполнение. Радует капелла. Иногда у нас проходят интересные концерты. Что касается ежедневного прослушивания, то у меня дома установлен телеканал Mezzo, на котором транслируется классическая и этническая музыка, джаз.

– Что предпочитаете?
– Все! Никогда не было любимого композитора. Считаю, что музыка тем и хороша, что может оттенить любое настроение: и когда весело, и когда грустно. А вообще, чаще всего слушаю музыку в машине.

– С чьим голосом сегодня ехали на работу?
– Жобима. Завтра это может быть Manhattan Transfer, послезавтра – Джордж Бенсон или Эл Джеро. Джаз-рок помогает не задумываться, а наслаждаться ритмами.

Солируют Любовь с Надеждою

– Семья музыкальная?
– Очень. Жена тоже окончила Белорусскую государственную академию музыки, мы с ней однокурсники. Она скрипачка. Наверное, это определило и выбор дочерей Любови и Надежды. К слову, не случайно дали девочкам такие имена, чтобы светлые чувства сопровождали всю жизнь. Когда же знакомые интересуются: «Где Вера?» – отвечаю, что в сердце (смеется).

– Считается, что дети должны быть талантливее родителей…
– Горжусь успехами дочерей. Конечно, звезды не сами упали с неба. Они много работают. Есть в их результатах и большой вклад замечательного преподавателя колледжа скрипача Виктора Николаевича Гильдюка. Старшая Любовь окончила Московскую государственную консерваторию, младшая Надежда подает надежды, учится в Московском академическом музыкальном колледже при консерватории.

– Чему по-отечески учите двух родных и более двухсот неродных детей?
– Быть на две головы выше конкурентов. Не секрет, что у столичной молодежи возможностей больше. Конъюнктурный момент всегда может сыграть против того, кто незначительно лучше. Нужно показывать такой класс, чтобы все аргументы были бессильны. К тому же любить свое дело. Только когда исполнитель вкладывает в музыку душу и сердце, у слушателей проступают слезы. Нечасто признаюсь в этом, но испытываю волнение, когда играют Любовь и Надежда. И не только как отец, но и как музыкант.

Анна АНТОНОВА
"Гродненская правда"
5.12.2012
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.



Приоритетные сайты

^