*
 

Канцэрт старадаўняй музыкі

Канцэрт старадаўняй музыкі


Возвращаясь в прошлое:
концерт старинной музыки под сводами
Гродненской областной филармонии


Осенний октябрьский вечер сулил дождливую погоду, но она не остановила любителей старинной музыки, которые под зонтиками шли в Гродненскую областную филармонию. Здесь, в просторном холле их ждала встреча с лютневой музыкой. Часто ли она звучит в нашем Королевском городе сегодня? К сожалению, нет. А бывали ведь времена, когда нежный голос этого инструмента звучал на балах Стефана Батория, Великих князей литовских. На нем играли и странствующие миннезингеры.
Уютные кресла, просторный холл Гродненской областной филармонии, зрители в ожидании чуда. Виктор Соколовский, художественный руководитель филармонии, любезно представляет тех, кто сегодня будет творить это чудо: уже состоявшиеся лютнисты - Анастасия Евзрезова (Минск - Бремен, Германия) и Стефан Ясинефта (Пинск), а также известный гродненский гитарист и педагог Владимир Захаров, который с такой любовью осваивает ренессансную лютню. Это замечательный детский ансамбль старинной музыки «Сальтарелло» Пинской детской школы искусств, которым руководит уникальный человек, мастер музыкальных инструментов, гитарист и лютнист, учитель Юрий Дубновицкий.
Формат концерта не очень обычен – концерт-диалог, дающий пищу для размышления, предполагающий общение со слушательской аудиторией.
Ренессансная лютня в руках Владимира Захарова заиграла известную всем мелодию песни «Под небом голубым есть город золотой» из репертуара Гребенщикова… А я вспомнила город Иерусалим и экскурсовода, который наше маленькое путешествие начал с этой песни и с гордостью заявил, что эта песня – про Иерусалим. Знал бы он тогда, что этой мелодии мы обязаны итальянскому композитору 16 века Франческо да Милано. И если до сих пор ведутся споры о принадлежности канцоны этому композитору, то второе произведение, исполненное В.Захаровым - фантазия, уж точно принадлежит перу «божественного» итальянца. Так тогда называли Ф. да Милано. Изящно и грациозно в руках В. Захарова звучала ренессансная лютня мастера Юрия Дубновицкого, а комментарии музыканта об исполняемых произведениях подогревали интерес слушателя.
Звучание барочной лютни - ярче, сочнее. С восхищением наблюдаем за эмоциями Анастасии Евзрезовой, выпускницы Белорусского педагогического университета имени М. Танка (Минск), которая постоянно совершенствует свое мастерство в игре на этом инструменте. Позади -мастер-классы проф. М. Фраймута (Германия), Ю. Бера (Швейцария), А. Шлегеля (Швейцария), М. Гондко (Польша), сейчас - учеба в Высшей школе искусств г. Бремен (Германия) по классу барочной лютни у профессора Й. Хельда. Анастасия Еврезова знакомит нас с западноевропейской барочной музыкой, жанром, сложившимся в те времена – танцевальной сюитой в которой раскрываются все технические возможности инструмента.
Пред нами предстает музыка немецкого композитора эпохи барокко Сильвиуса Леопольда Вайса, композитора-новатора, разработавшего совершенно новый стиль игры на лютне с использованием открытых струн («эффект кампанелла»). Очаровывает своим звучанием пьеса «Психея» его современника, француза Жака Гало. Нежная музыка воссоздает картину прекрасной и вместе с тем непростой истории любви.
Чуть позже, под аккомпанемент ансамбля "Сальтарелло", в паре с В.Захаровым, как замечательно Анастасия Еврезова танцевала Куранту! И мы, сидящие в зале зрители, восхищались изящными ажурными движениями этого старинного французского танца.
Приятно в лице исполнителя-музыканта видеть и очаровательного лектора, неспешно и с огромной любовью раскрывающего тайны лютневой музыки. Именно таким предстал перед нами Стефан Ясинефта, поистине «белорусская звездочка» в лютневом исполнительстве. Во время исполнения произведений Эннемунда Готье, известного как Готье Лионский, его виртуозная игра раскрывала зрелую интерпретацию: с чувством стиля, глубокими знаниями приёмов игры на этом сложном инструменте. Так и хотелось сокровенно произнести всем известную фразу: «Остановись мгновенье, ты – прекрасно!». Студентам музыкального колледжа, сидевшим в зрительном зале, особенно полюбилась пьеса самого Стефан Ясинефта «Воспоминание о Варшаве».
В завершении концерта на сцену выходят самые юные участники концерта - детский ансамбль старинной музыки «Сальтарелло», созданный в 2007 году на базе Пинской детской школы искусств. Все мы прекрасно понимаем, что состав исполнителей ансамбля постоянно меняется, ведь это – ученики школы. Сохраняются яркие страницы из прошлого - лауреаты XI международного фестиваля-конкурса «Звiняць цымбалы i гармонiк» (2008), выступление в Варшаве на праздновании 210-летия Адама Мицкевича (2008), на праздновании 1025-летия Крещения Руси в Минске (2013). За каждым выступлением стоит огромный труд учителей Пинской школы, подготовивших каждого из исполнителей этого ансамбля, и конечно, труд его руководителя - Юрия Дубновицкого. Благодаря этому ансамблю мы услышали танцевальные пьесы из «Остромеченской рукописи» («Ягелонской рукописи»), инструментальный вариант нескольких старинных белорусских кантов, а также сочинения Г.Ф. Генделя и Ж.Б. Люлли. С какой любовью о каждом из произведений рассказывал руководитель ансамбля.
Как не хочется расставаться с замечательными исполнителями, живая дискуссия с ними позволяет еще больше узнать об особенностях изготовления и звучания лютни, о планах и перспективах.
Такие живые вечера – истинное украшение любой филармонии, ибо она выступает хранителем высокого элитарного искусства, формирует вкусы публики. Академическая музыка, имеющая в Европе долгую историю, отражается лучами в концертных проектах наших современников, молодых исполнителей. Пусть афиши таких концертов появляются не только в учебных учреждениях культуры и искусства, но и в большом формате на центральных рекламных тумбах нашего замечательного города. Давайте находить разные способы рекламы и продвижения таких проектов, активно подключать возможности интернета, мобильных приложений. Пусть таких проектов становится больше, а география участников – расширяется!

С благодарностью к участникам концерта старинной музыки учащиеся и педагоги Гродненского государственного музыкального колледжа, побывавшие на этом проекте
(текст: И.Ф. Двужильная, кандидат искусствоведения,
доцент, преподаватель колледжа)

Канцэрт старадаўняй музыкі

Канцэрт старадаўняй музыкі

Канцэрт старадаўняй музыкі
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Приоритетные сайты

^






75 лет

75 лет Гродненской области