*
 

Семинар пианистов

Семинар пианистов


21 марта состоялся методико-практический семинар для учителей детских школ искусств Гродненского методического объединения по специальности «Фортепиано», в котором приняли участие 152 учителя из 22 детских школ искусств Гродненского методического объединения, средней школы № 3 имени В.М.Усова и гимназии № 5 г. Гродно, преподаватели и учащиеся Гродненского государственного музыкального колледжа.
С приветственным словом к участникам семинара и кратким комментарием его программы выступил председатель цикловой комиссии специального фортепиано Б.З.Термен. В первой части семинара состоялся творческий и методический отчет фортепианного отделения ГУО «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза» (директор Г.В.Железняк, заместитель директора по учебной работе Е.В.Казановская, заместитель директора по воспитательной работе М.М.Патонич). История фортепианного отделения начинается с момента основания школы в 1999 году. Его традиции сложились благодаря профессионалам высокого уровня, таким как Т.Н.Куницкая, Л.А.Колпакова, В.Н.Высоцкая, Н.В.Денисова. Фортепианное отделение является самым многочисленным в школе по педагогическому составу и контингенту учащихся. В настоящее время на отделении работают 20 учителей, обучаются 230 учащихся (заведующая отделением – Л.И.Сугоняко). Более 30 выпускников отделения продолжают музыкальное образование в учреждениях среднего специального и высшего образования сферы культуры и искусства Беларуси и за рубежом. Так, лауреат ряда престижных международных и республиканских конкурсов Мария Фоменкова (учителя А.И.Казарина, М.Г.Ковалева) в 2016 году после успешного окончания Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки стала студенткой Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. В 2018 году завершает обучение в Белорусской государственной академии музыки Евгения Беценко – выпускница школы (учитель М.Г.Ковалева) и Гродненского государственного музыкального колледжа (преподаватель Л.И.Гильдюк). Выпускники отделения регулярно пополняют ряды учащихся Гродненского государственного музыкального колледжа. В 2017 году ими стали Софья Меркулова, Елизавета Чемякина, Карина Филипович (учителя Л.В.Сыроежко, Н.И.Бакурская, А.В.Захарян). 9 учащихся отделения стали обладателями различных поощрений специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи: Анна Гуско (2004 г., учитель Л.И.Сугоняко), Мария Шмыга (2006 г., учитель Л.И.Сугоняко), Дарья Маценко (2007 г., учитель Н.С.Струк), Рената Бартошевич (2007 г., учитель О.Н.Михайлова), Евгения Беценко (2007 г., учитель М.Г.Ковалева), Мария Фоменкова (2007, 2010 гг., учитель М.Г.Ковалева), Полина Цыгель, Иванна Герасюк (2015 г., учитель Л.И.Сугоняко), Алиса Киселевская (2016 г., учитель М.Г.Ковалева).
Фундамент успешной работы отделения – плодотворное сотрудничество представителей разных поколений, объединенных общими педагогическими идеями. В определенной мере глубинную суть устремлений педагогического коллектива афористично отражают 2 цитаты, приведенные в емком по содержанию, прекрасно оформленном буклете, который представил программу отчета фортепианного отделения школы в рамках семинара:
«Если Вы хотите, чтобы Ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начитайте не с физики и химии, начитайте с музыки, ибо в ее структурах скрыты все формулы научного мышления!» (Михаил Казиник);
«Я всегда на стороне детей» (Мери Поппинс).
Многосоставный творческий отчет фортепианного отделения Гродненской ДШИ им. А. Тизенгауза, состоявший из 5 разделов, был подготовлен и проведен на очень высоком художественном уровне (сценарий, режиссура – Л.И.Сугоняко, С.Б.Беценко, О.Г.Шейко; ведущие – Ю.С.Мишина, В.В.Цыбуль). Все его взаимосвязанные составные блоки были объединены темой «Классические традиции фортепианного отделения детской школы искусств в современных условиях». Сначала слушателям семинара были представлены два увлекательных, мастерски подготовленных видеосюжета. Документальный фильм «Нам 15!» (автор О.В.Юркова) осветил основные события истории школы. Посвященная прошлому и настоящему фортепианного отделения мультимедийная презентация (автор А.Денисов) представила профессиональные будни и праздники, педагогическое кредо, чаяния и надежды, основные достижения коллектива учителей и учащихся, и однозначно убедила слушателей в том, что история отделения творится любящими детей, преданными профессии людьми, позитивно и креативно мыслящими, постоянно нацеленными на непрерывное саморазвитие, достижение новых педагогических и творческих горизонтов.
Подготовленный на высоком научно-методическом уровне, ярко преподнесенный слушателям семинара доклад О.Г.Шейко на тему «Некоторые проблемы начального обучения в детской школе искусств. Виды современного урока» оказался мощным стимулом сверить профессиональные позиции, убедиться в истинности избранных целей, задач, основных векторов образовательного процесса, методов, путей, форм и приемов достижения значимых профессиональных результатов. В определенной мере доклад явился итогом коллективного педагогического творчества целого ряда учителей-единомышленников фортепианного и теоретико-хорового отделений школы, отразил основные приоритеты профессиональной деятельности всего коллектива учреждения образования, славящегося значительными достижениями, несмотря на краткую историю. Был представлен убедительный вариант решения вечной проблемы «как научить ученика учиться», неизменно поддерживать желание играть на музыкальном инструменте, совершенствоваться в музыкальном исполнительстве, выражать, расширять и углублять свой творческий и личностный потенциал. Был представлен и прокомментирован ряд видов современного урока: 1) урок с элементами игры; 2) урок «Я сам»; 3) урок-экскурсия; 4) урок с элементами театрализации; 5) урок взаимообучения учащихся; 6) урок-погружение; 7) урок-конкурс; 8) урок-концерт; 9) урок классический «Я в мире полифонии». Фрагменты разных видов уроков были продемонстрированы при участии Анастасии Кот (1 класс, учитель Е.А.Коломиец), Надежды Шабаловской, Полины Окуневич (3, 7 классы, учитель Л.И.Сугоняко), Филиппа Петручика (3 класс, учитель М.Г.Ковалева). Главная мысль доклада: нет пределов педагогическому творчеству, жизнь классических традиций в их постоянной актуализации, использовании оригинальных методов, форм, приемов, средств обучения с целью повышения мотивации, интереса к занятиям, работоспособности учащихся, результативности урока, эффективности совместной деятельности педагога и учащегося.
Методическая видео-работа «Музыкальные игрушки» учителя Е.А.Коломиец, явившаяся одним из воплощений акцентированной в предшествующем докладе идеи перманентного поиска нестандартных, оригинальных форм и приемов развивающего обучения, представила богатые возможности использования информационно-компьютерных технологий на занятиях в классе фортепиано.
Кульминационным завершающим разделом творческого отчета стал концерт «Фантазия в черно-белых тонах» в двух отделениях. В 1 отделении учащиеся 1-7 классов выступили с сольным исполнением программы из произведений музыкальной классики XVIII – XX веков (Й.Гайдна, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Ф.Листа, Э.Грига, С.Рахманинова, Р.Глиэра, Е.Глебова и др.). Во 2 отделении – в качестве участников фортепианных дуэтов и концертмейстеров в творческом содружестве с образцовым ансамблем скрипачей «Виолинки» (руководитель В.И.Блинова) и учащимся-цимбалистом, стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи Павлом Бобриком (учитель Л.М.Лашкова) с интерпретацией обработок белорусских народных песен, классической и популярной музыки. Учащиеся София и Марьяна Черкасовы, Надежда Шабаловская, Иванна Герасюк, Дарья Денисова, Полина Окуневич (учитель Л.И.Сугоняко), Елизавета Войтас, Алиса Киселевская, Глеб Ходосовский, Анна Гребенник, Максим Петляк (учитель М.Г.Ковалева), Алиса Библис и Мария Панько, Анастасия Андрушевич, Алексей Заневский (учитель Е.В.Казановская), Анастасия Кот, Маргарита Ушкевич и Павел Цеханович (учитель Е.А.Коломиец), Михаил Бабкин (учитель А.В.Голуб), Полина Селиванова (учитель Н.Э.Быкова), Елизавета Ройша (учитель И.С.Нарышкина), Валерия Патонич (учитель Н.В.Денисова), Анастасия Бабкина (учитель А.А.Петров) проявили яркий артистизм, исполнительскую волю, значительные для своего возраста и класса техническую свободу, богатство звуковой палитры, глубину интерпретации шедевров музыкальной классики. Избранные для концертного выступления произведения ряда участников по уровню сложности выходили за рамки программных требований конкретных классов детских школ искусств, но при этом были исключительно убедительно интерпретированы. Среди участников концерта – лауреаты исполнительских конкурсов разных уровней, обладатели поощрений специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Слушатели семинара восторженным рукоплесканием отметили вдохновенный труд талантливых учителей фортепианного отделения Гродненской детской школы искусств им. А. Тизенгауза.
В рамках семинара состоялся концерт учащихся направления специальности «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» Гродненского государственного музыкального колледжа, в котором выступили наиболее одаренные учащиеся 1-4 курсов, трое из которых являются выпускниками Гродненской ДШИ им. А.Тизенгауза. В исполнении Сергея Ковтуна, Ульяны Мойсейчик (преподаватель Е.В.Лебецкая), Анны Мороз (преподаватель Б.З.Термен), Надежды Сапрыко, Полины Цыгель (преподаватель А.А.Петров), Карины Филипович (преподаватель О.А.Ягодницкая), Яны Якуты (преподаватель В.В.Латышева) прозвучали произведения крупной формы и виртуозные пьесы Ф.Мендельсона, Ф.Шопена, Ф.Листа, К.Дебюсси, П.Чайковского, С.Рахманинова.
В финальной части семинара состоялся мастер-класс заведующего кафедрой фортепиано Белорусской государственной академии музыки, профессора Б.И.Спектора, который на протяжении ряда десятилетий оказывает исключительно плодотворную и эффективную методическую помощь преподавателям цикловой комиссии фортепиано Гродненского государственного музыкального колледжа (председатель – Л.И.Ушакевич). В очередной раз прошли ежегодные прослушивания учащихся разных курсов и специальностей (направлений специальностей), которые планируют поступление в Белорусскую государственную академию музыки, и всестороннее консультирование преподавателей. В рамках семинара профессор прочитал насыщенную глубоким содержанием лекцию на тему «Технология музыкального исполнительства», «направленную на слушателя» в аспекте тщательного анализа педагогических целей, задач, музыкально-технологических принципов и приемов, актуальных на начальном периоде обучения в детской школе искусств, типичных ошибок в процессе постановки исполнительского аппарата, освоения различных видов фортепианной техники. Б.И.Спектор продемонстрировал и прокомментировал ряд творческих форм работы на занятиях в классе фортепиано, аргументировал свои мысли по поводу необходимости обучения искусству импровизации, сочинения музыки, создания у учащегося мощной мотивации к творческой самореализации. Также представил слушателям семинара в музыкальной интерпретации и исполнительском анализе целесообразные с его точки зрения в рамках любительского обучения нотные сборники пьес Remo Vinciguerra – директора Болонской консерватории, с которым он познакомился в период работы в составе жюри одного из фортепианных конкурсов в Италии. В нотные сборники включены программные, исключительно яркие в образно-эмоциональном плане пьесы, являющиеся своеобразной музыкальной мини-энциклопедией основных стилистических, жанровых разновидностей и особенностей джазовой музыки. В заключение выступления блестяще исполнил собственную джазовую импровизацию на тему Билла Эванса «I love yоu».
По сути, все активные участники семинара представляли свои интерпретации вечной темы неизбывного педагогического поиска, соответствия реалиям современной научно-технической и социокультурной ситуации, культивирования творческого отношения к профессии и жизни. Прозвучавший в начале эпиграф к глубокому и увлекательному по содержанию докладу О.Г.Шейко, который был посвящен внедрению перспективных инноваций в традиционный классический урок, стал фактически смысловой доминантой, этической лейттемой семинара: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить так, как учили этому вчера» (Д.Дьюи).

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов

Семинар пианистов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Приоритетные сайты

^