Музыковедение

ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»




С 1994 в учебных планах для музыкальных училищ Республики Беларусь специальность «Теория музыки» была переименована в «Музыковедение». Не следует рассматривать это лишь как терминологическое уточнение. Шел процесс сущностных преобразований в среднем звене, где приоритет группы дисциплин под общим названием «Теория музыки» уступил место интегрированности основных –теоретической и исторической - ветвей музыкознания. Как следствие, возникла необходимость уточнения целей и задач обучения, пересмотра его содержания, методов и приемов.
Спустя год цикловая комиссия под этим же названием в ныне Гродненском государственном музыкальном колледже отделилась от комиссии музыкально-теоретических дисциплин и приобрела статус самостоятельной.
Свою задачу педагоги цикловой комиссии сразу определили как разностороннюю подготовку специалиста-музыковеда к требованиям художественной практики сегодняшнего дня. Она же – многослойна, подвижна и изменчива. И пришедший в детскую школу искусств молодой музыковед-педагог (а именно так обозначена квалификация выпускника колледжа) оказывается в центре проблем музыкального обучения и просвещения. К путям и возможностям их решения в колледже будущего музыковеда готовят:
• в области теоретического музыкознания дисциплинами элементарной теории музыки, гармонии, инструментоведения и инструментовки, анализа музыкальных произведений, полифонии, современных музыкальных стилей.
• в области исторического музыкознания – мировой и белорусской музыкальной литературой, музыкальным фольклором разных народов и белорусским народным песенным творчеством, основами музыкальной критики.
• дисциплинами практического назначения: методики и практики преподавания сольфеджио и музыкальной литературы, лекторской практикой.
Практическое, фундаментальное значение имеют также необходимые для профессионального становления любого музыканта развивающая слух дисциплина «Сольфеджио»; дающий навыки композиторской работы предмет «Сочинение», которым овладевают три года из четырех, обучающихся в колледже; «Фортепиано», без освоения навыков игры на котором невозможно формирование любого музыканта-профессионала. На дисциплинах «Дирижирование», «Постановка голоса», «Хоровой класс» будущего специалиста также готовят к многообразной практической работе.
Большое значение в подготовке музыковеда придается внеклассной работе и ее разнообразным формам. Именно здесь будущий специалист готовится к необходимой и разнообразной по формам музыкально-просветительской работе, которая является неотъемлемой частью профессии.
В последние годы она сосредоточена на концертно-лекционных проектах, в которых принимают участие музыковеды и исполнители всех курсов. Основываясь на новых реалиях бытия музыки в XX-XXI веках, компаративном методе, концертно-лекционный проект включает театрализованные (как в лекционной, так и концертной частях) и диалогические формы. Идея же синтеза искусств реализуется во включении поэзии, хореографических номеров, средств мультимедиа и светоэффектов в каждый из шести концертов-лекций (практика абонементов). Успех проекта в аудитории разных возрастов ежегодно подтверждает правильность выбора и перспективность новой формы музыкального просвещения.
Какие перспективы ожидают выпускников специальности «Музыковедение»? Как показывает практика работы вышедших из стен ГГМК двухсот музыковедов – многообразные. Как преподавателя в ДМШ и ДШИ – дисциплины сольфеджио, музыкальная литература, сочинение музыки и импровизация, музыкальная грамота и слушание музыки, концертмейстерство, общее фортепиано, хоровой класс. Ряд же выпускников отдали предпочтение лекторской работе в филармонии и музыкальной капелле.
Однако подавляющее большинство музыковедов не останавливаются в своем профессиональном образовании и продолжают его в высших учебных заведениях как музыкального, так и общегуманитарного профиля. В итоге они проявляют себя в композиторстве, научной работе (из выпускников колледжа – один доктор и около десяти кандидатов искусствоведения), в музыкальной педагогике среднего и высшего звеньев, организации и управлении областью культуры, духовном служении, артистической деятельности в качестве солистов-вокалистов и артистов хора. И это – не полный перечень областей применения способностей и сил музыковедов.
Состав цикловой комиссии:
Колчанова С.А. – председатель. Члены комиссии: Солодухин А.М. – директор; Сущеня Е.Д. – заместитель директора по учебной работе, кандидат искусствоведения; Пескин А.Б. - кандидат искусствоведения, доцент; Двужильная И.Ф.- кандидат искусствоведения, доцент; Болкунец Е.Н.; Шахова Н.Н.

Многие выпускники цикловой комиссии разных лет защитили диссертации и получили степень кандидата наук:
1) Соколова Лариса Панфиловна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции ФГБОУ ВПО «Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова». Тема диссертации: «Теоретические проблемы советской музыкальной критики на современном этапе» (Ленинград, 1984).
2) Гудей-Каштальян Вера Григорьевна, кандидат искусствоведения (1999), доцент (2005); член Белорусского союза композиторов и Белорусского союза музыкальных деятелей. Тема диссертации: «Композиционно-драматургические особенности белорусского балета как жанра музыкально-театрального искусства» (Минск, БГАМ, 1999).
3) Двужильная Инесса Федоровна, кандидат искусствоведения (2006), доцент (2012); член Белорусского союза музыкальных деятелей. Тема диссертации: «Американский музыкальный минимализм в художественной культуре второй половины ХХ века» (Минск, БГАМ, 2005).
4) Патлатая (Жигалова) Елена Владимировна, кандидат социологических наук (2000). Живет и работает в Чехии. Тема диссертации: «Теоретические и методологические подходы» (Минск, Бел. гос. ун-т, 1999).
5) Барановская Татьяна Григорьевна, кандидат философских наук (2003), доцент, зам. декана по науке факультета дизайна и искусств Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Тема диссертации: « Музыка в мировоззрении А.Ф.Лосева: культурологический анализ» (Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы, 2003).
6) Можейко Людмила Михайловна, кандидат философских наук, доцент, зав кафедрой «Музыкальное искусство» факультета дизайна и искусств Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Тема диссертации: «Новое религиозное сознание в социокультурном контексте трансформирующегося общества» ((Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы, 2004).
7) Дожина Наталья Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой теории музыки и музыкального образования Белорусского государственного университета культуры и искусств. Тема диссертации: «Певческая книга Октоих старообрядческой ветковской традиции» (Минск, БГАМ, 2006).
8) Боровик Полина Анатольевна, кандидат искусствоведения. Тема диссертации: «Новая русская музыкальная школа М. А. Балакирева как историко-культурный феномен» (Минск, БГАМ, 2008).
9) Лойко Ольга Брониславовна, кандидат искусствоведения. Преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования Белорусского государственного университета культуры и искусств. Тема диссертации: «Функциональная организация музыкальной формы в условиях репетитивной техники: (на примере произведений А. Пярта, В. Мартынова, Н. Корндорфа, Г. Пелециса) (Минск, БГАМ, 2016).
10) Емельянова Мария Эдвардовна. Защищена диссертация на тему: «Музыкальная культура Ленинграда 1930 – середины 1950-х годов в творческой биографии Г.В. Свиридова» (кандидат исторических наук, специальность 07.00 02 – Отечественная история) (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. 17.02. 2018).
https://disser.spbu.ru/files/phd_spsu/emelyanova_m_e_disser.PDF



Приоритетные сайты

^