Музыковедение

ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ»




С 1994 в учебных планах для музыкальных училищ Республики Беларусь специальность «Теория музыки» была переименована в «Музыковедение». Не следует рассматривать это лишь как терминологическое уточнение. Шел процесс сущностных преобразований в среднем звене, где приоритет группы дисциплин под общим названием «Теория музыки» уступил место интегрированности основных –теоретической и исторической - ветвей музыкознания. Как следствие, возникла необходимость уточнения целей и задач обучения, пересмотра его содержания, методов и приемов.
Спустя год цикловая комиссия под этим же названием в ныне Гродненском государственном музыкальном колледже отделилась от комиссии музыкально-теоретических дисциплин и приобрела статус самостоятельной.
Свою задачу педагоги цикловой комиссии сразу определили как разностороннюю подготовку специалиста-музыковеда к требованиям художественной практики сегодняшнего дня. Она же – многослойна, подвижна и изменчива. И пришедший в детскую школу искусств молодой музыковед-педагог (а именно так обозначена квалификация выпускника колледжа) оказывается в центре проблем музыкального обучения и просвещения. К путям и возможностям их решения в колледже будущего музыковеда готовят:
• в области теоретического музыкознания дисциплинами элементарной теории музыки, гармонии, инструментоведения и инструментовки, анализа музыкальных произведений, полифонии, современных музыкальных стилей.
• в области исторического музыкознания – мировой и белорусской музыкальной литературой, музыкальным фольклором разных народов и белорусским народным песенным творчеством, основами музыкальной критики.
• дисциплинами практического назначения: методики и практики преподавания сольфеджио и музыкальной литературы, лекторской практикой.
Практическое, фундаментальное значение имеют также необходимые для профессионального становления любого музыканта развивающая слух дисциплина «Сольфеджио»; дающий навыки композиторской работы предмет «Сочинение», которым овладевают три года из четырех, обучающихся в колледже; «Фортепиано», без освоения навыков игры на котором невозможно формирование любого музыканта-профессионала. На дисциплинах «Дирижирование», «Постановка голоса», «Хоровой класс» будущего специалиста также готовят к многообразной практической работе.
Большое значение в подготовке музыковеда придается внеклассной работе и ее разнообразным формам. Именно здесь будущий специалист готовится к необходимой и разнообразной по формам музыкально-просветительской работе, которая является неотъемлемой частью профессии.
В последние годы она сосредоточена на концертно-лекционных проектах, в которых принимают участие музыковеды и исполнители всех курсов. Основываясь на новых реалиях бытия музыки в XX-XXI веках, компаративном методе, концертно-лекционный проект включает театрализованные (как в лекционной, так и концертной частях) и диалогические формы. Идея же синтеза искусств реализуется во включении поэзии, хореографических номеров, средств мультимедиа и светоэффектов в каждый из шести концертов-лекций (практика абонементов). Успех проекта в аудитории разных возрастов ежегодно подтверждает правильность выбора и перспективность новой формы музыкального просвещения.
Какие перспективы ожидают выпускников специальности «Музыковедение»? Как показывает практика работы вышедших из стен ГГМК двухсот музыковедов – многообразные. Как преподавателя в ДМШ и ДШИ – дисциплины сольфеджио, музыкальная литература, сочинение музыки и импровизация, музыкальная грамота и слушание музыки, концертмейстерство, общее фортепиано, хоровой класс. Ряд же выпускников отдали предпочтение лекторской работе в филармонии и музыкальной капелле.
Однако подавляющее большинство музыковедов не останавливаются в своем профессиональном образовании и продолжают его в высших учебных заведениях как музыкального, так и общегуманитарного профиля. В итоге они проявляют себя в композиторстве, научной работе (из выпускников колледжа – один доктор и около десяти кандидатов искусствоведения), в музыкальной педагогике среднего и высшего звеньев, организации и управлении областью культуры, духовном служении, артистической деятельности в качестве солистов-вокалистов и артистов хора. И это – не полный перечень областей применения способностей и сил музыковедов.
Состав цикловой комиссии:
Колчанова С.А. – председатель. Члены комиссии: Солодухин А.М. – директор; Сущеня Е.Д. – заместитель директора по учебной работе, кандидат искусствоведения; Пескин А.Б. - кандидат искусствоведения; Двужильная И.Ф.- кандидат искусствоведения, доцент; Болкунец Е.Н.; Шахова Н.Н.





Приоритетные сайты

^