*
 

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов


31 октября семинаром для педагогов музыкально-теоретических дисциплин традиционно открылся ежегодный цикл методико-практических семинаров на базе Гродненского государственного музыкального колледжа для учителей детских школ искусств всех специальностей Гродненского методического объединения, включающего 24 школы. На семинаре присутствовали 77 учителей музыкально-теоретических дисциплин из 23 школ, представители руководства ряда школ, учащиеся, преподаватели, представители администрации Гродненского государственного музыкального колледжа.
Слушателей семинара приветствовал директор колледжа А.М.Солодухин.
Главными героями первой части семинара стали учащиеся и учителя теоретического, хорового, а также других отделений Мостовской детской школы искусств (директор школы – Е.Ч.Маскевич, заведующая музыкально-теоретическим отделением – Г.А.Терентьева). Состоялась презентация актуального передового опыта преподавания музыкально-теоретических дисциплин в детской школе искусств, высокопрофессионального, исключительно ответственного и творческого отношения к делу. По сути, были щедро предложены интересные, разнообразные, убедительные и оптимальные пути, методы, формы, приемы решения двух вечных, взаимосвязанных проблем преподавания сольфеджио и теории музыки: 1) как добиться высоких результатов учебной деятельности при сохранении интереса к учебе, радостного отношения к труду, любви к музыке и музыкальному исполнительству; 2) как превратить сольфеджио из «схоластической» дисциплины в предмет непосредственно и понятно для детского восприятия и мышления соприкасающийся с музыкально-практической деятельностью, – областью музыкального исполнительства, творчества, искусства. Профессиональный отчет учителей музыкально-теоретического отделения Мостовской ДШИ (на отделении работают 5 учителей, большинство – выпускники школы и Гродненского государственного музыкального колледжа) имел 5-тичастную структуру.
В разделе «Визитка» (подготовили Г.А.Терентьева, В.С.Дудко, И.И.Аскерко) в вербальном тексте и слайдах мультимедийной презентации были представлены основные, наиболее значимые события и факты из истории и современности школы, традиции и достижения педагогического коллектива.
В разделе «Из опыта проведения выпускного экзамена по сольфеджио в детской школе искусств» Г.А.Терентьева обобщила 4-хлетний опыт музыкально-теоретического отделения школы по введению в экзамен сольфеджийного концерта (в качестве одного из его разделов). Учащимся предлагается исполнение комплекса творческих домашних заданий (пение романсов с аккомпанементом, исполнение собственных музыкальных композиций, пение двух- и многоголосия дуэтом, ансамблем, подбор по слуху и т.д.) с целью детерминации успеха итоговой аттестации, придания сольфеджио статуса увлекательной дисциплины, но без упрощения содержания предмета.
Далее состоялся показ музыкального спектакля А.Мельниковой «Димин сон, или как исправить двойку по сольфеджио» (режиссура, сценография – Г.А.Терентьева, компьютерная графика – Г.А.Терентьева, В.С.Дудко, подготовка вокальных номеров – Г.И.Мишурина, хореография – А.О.Масюк, концертмейстер – Н.И.Байгот). В увлекательной театрально-игровой форме были продемонстрированы важные музыкально-теоретические сущности: функции ступеней лада и аккордов, ладовые тяготения, взаимоотношения параллельных тональностей, диалектика взаимодействий мажора – минора, устойчивости – неустойчивости и другие аспекты музыкально-функциональной динамики. Роли исполняли: Дима-двоечник – Роман Савко (5 класс, фортепиано), Учебник сольфеджио – Андрей Ворон (3 класс, гитара), Королева Тоника – Яна Щука (выпускница хорового отделения 2018 г.), Главный министр – Екатерина Савко (7 класс, фортепиано), Тайный советник – Елизавета Андреева (7 класс, хоровое отделение), Придворная дама – Ульяна Тупякова (4 класс, хоровое отделение), Придворный звездочет – Анастасия Винник (5 класс, хоровое отделение), Принцесса минорная – Юлия Винник (6 класс, хоровое отделение), Придворная повариха – Александра Ольховик (5 класс, скрипка).
Интересно прошла демонстрация одной из внеклассных форм работы, высоким уровнем которой давно славится Мостовская детская школа искусств, – музыкально-художественная гостиная, посвященная 145-летию со дня рождения С.В.Рахманинова. Мир его музыки получил вдохновенное, глубокое и многостороннее освещение на основе гармоничного взаимодействия интеллектуально-творческих сил автора проекта, учителей и учащихся музыкальных, хореографического и художественного отделений школы (были продемонстрированы работы юных художников и хореографическая композиция, вдохновленные сочинениями гения русской музыки). Автор и ведущая – учитель Т.С.Сафоник, исполнители фортепианных и вокальных сочинений – учащиеся Юлия Винник, Яна Щука, Екатерина Савко, учителя – Г.И.Мишурина, М.В.Беспалова, концертмейстеры – Н.И.Байгот, Н.О.Шепелевич, хореография – А.О.Масюк, компьютерная графика – Т.С.Сафоник, В.С.Дудко. Среди исполнителей фортепианной музыки великого русского композитора также выпускники Мостовской детской школы искусств (2014 г.) и Гродненского государственного музыкального колледжа (2018 г.) – Александра Пецевич и Никита Шепелевич. В настоящее время лауреат международных и республиканских конкурсов, областной премии имени А.И.Дубко А.Пецевич – студентка 1 курса по специальности «Дирижирование (академическимй хор)» Белорусской государственной академии музыки, Н.Шепелевич – учитель по классу фортепиано Мостовской детской школы искусств.
В завершении очень яркой и незабываемой демонстрации профессиональных достижений учителей музыкально-теоретического отделения Мостовской детской школы искусств была представлена еще одна форма внеклассной работы – выступление народного вокального ансамбля «Этюд» (руководитель – Г.А.Терентьева, участники – И.И.Аскерко, Л.В.Балаханова, М.В.Беспалова, Т.И.Возняк, О.А.Мартынюк).
В рамках семинара с глубоким и актуальным по содержанию докладом «Современные системы и методы преподавания сольфеджио» выступила преподаватель цикловой комиссии теории музыки М.В.Каптюг. Были всесторонне проанализированы и акцентированы наиболее значимые аспекты авторских методик В.Б.Брайнина (музыкально-педагогическая система «Развитие музыкального интеллекта у детей»), Т.А.Боровик (система комплексного развития младших школьников), Н.А.Бергер («клавиатурное или клавишное сольфеджио»), Л.Н.Шаймухаметовой (применение практической семантики в курсе сольфеджио).
Яркой кульминацией семинара стало выступление исключительно талантливых педагогов г. Гродно и Гродненской области, поделившихся опытом своей плодотворной работы по подготовке участников республиканских и областных музыкально-теоретических олимпиад. Получили приглашение выступить учителя сольфеджио и музыкальной литературы, ученики которых стали лауреатами республиканской или областной олимпиады. Детскую музыкальную школу искусств № 1 имени Ю.В.Семеняко г. Гродно представили С.К.Севенко и заместитель директора по воспитательной работе О.Г.Ковальчук, ДМШИ № 2 г. Гродно – заведующая теоретико-хоровым отделением Н.Н.Шахова и заместитель директора по учебной работе А.Т.Дякун, Гродненскую ДШИ имени А.Тизенгауза – О.В.Юркова и заведующая теоретико-хоровым отделением С.Б.Беценко, Берестовицкую ДШИ – заведующая Эйсмонтовским филиалом С.В.Ковшик, Щучинскую ДШИ – А.В.Романчук. Были предложены убедительные алгоритмы подготовки, памятки-руководства, дифференцированные для учителя и ученика, проанализированы этапы, освещены главные цели, задачи, способы подготовки в дифференциации по основным формам сольфеджийной работы, аспектам курса музыкальной литературы (теоретический, практический, творческий), пути и условия достижения высоких результатов и многое другое.
Акцентировалось, что работа по подготовке к республиканской или областной музыкально-теоретической олимпиаде – длительная, самоотверженная и разнообразная, всегда адаптированная под конкретного ученика, направленная, прежде всего, на его самоутверждение, самореализацию, самосовершенствование, выполняя ее, каждый учитель идет своим непростым путем, но при этом всех эффективно работающих педагогов объединяют два общих качества – любовь к ученикам и музыке, стремление учиться и совершенствоваться всю жизнь.
В заключительной части семинара председатель цикловой комиссии музыковедения Гродненского государственного музыкального колледжа С.А.Колчанова прокомментировала положение и требования областной музыкально-теоретической олимпиады, которая пройдет 28 марта 2019 года на базе Лидского государственного музыкального колледжа и будет посвящена творчеству белорусских композиторов, в том числе представителей Гродненщины в рамках «Года малой родины».
Перед началом работы семинара слушателям были предложены для ознакомления (ксерокопирования) современные учебно-методические материалы. По завершении общей работы, состоялись встречи учителей школ с кураторами из числа преподавателей цикловых комиссий музыковедения и теории музыки Гродненского государственного музыкального колледжа.

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов

Семинар музыковедов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Приоритетные сайты

^