*
 

Вайнберг: Восток и Запад

Вайнберг: Восток и Запад


Вайнберг: Восток и Запад.

Под таким названием в Мартин Харрис Центре Музыки и Драмы университета г. Манчестера (Великобритания) состоялась Международная научная конференция, организаторами которой выступили профессор Дэвид Фаннинг и д-р Мишель Ассаи. Конференция собрала исследователей музыки Мечислава Вайнберга (1919, Варшава – 1996, Москва) из разных стран мира (Великобритании, Германии, Польши, Австралии, Франции, США, Швеции, России). Приглашенным гостем стал выдающийся скрипач Гидон Кремер, который исполнил одну из сольных сонат М.Вайнберга и поделился своими мыслями о роли музыки Вайнберга в его исполнительском творчестве.
Для выступления с докладом на конференции была приглашена и преподаватель Гродненского государственного музыкального колледжа Инесса Федоровна Двужильная, кандидат искусствоведения, доцент (доклад «Мечислав Вайнберг в Минске»). Ее поездка осуществилась благодаря финансовой поддержке исследовательского института им. А.Мицкевича (Варшава).
Дни работы конференции были наполнены концертными программами (состоялось 9 концертов!!!). В концертном зале Мартин Харрис Центра в исполнении знаменитого бельгийско-французского коллектива Quatuor Danel (http://www.quatuordanel.eu/) прозвучали все 17 струнных квартетов М.Вайнберга, доставившие огромное наслаждение слушателям. В рамках концертной программы фестиваля были исполнены песни Вайнберга и Шостаковича (вокал – Розалинд Добсон, фортепиано – Мишель Ассаи), сонаты Вайнберга для контрабаса соло (Роберт Карилло-Гарсиа) и № 6 для фортепиано (Мишель Ассаи), фортепианный квинтет Вайнберга (Quatuor Danel и Дэвид Фаннинг).
И.Ф.Двужильная многие годы занимается исследованием темы Холокоста в музыкальном искусстве, в рамках которой и началась ее работа по изучению творчества Мечислава Вайнберга, ярчайшего польско-еврейского композитора, который реализовал свой творческий потенциал в Москве (читайте здесь: http://muzobozrenie.ru/mechislav-vajnberg-pochti-lyuboj-mig-zhizni-rabota/). Диплом композитора он получил по окончании Белорусской государственной консерватории 23 июня 1941 года, в период Холокоста потерял всю свою семью.
В рамках международной конференции И.Ф.Двужильной был прочитан доклад «Мечислав Вайнберг в Минске». В биографии М.Вайнберга годы, проведенные им в Минске (сентябрь 1939 – июнь 1941), мало исследованы. Кроме отрывочных воспоминаний и перечня произведений, написанных в период обучения в Белорусской государственной консерватории, практически ничего не сохранилось. К сожалению, ни в Белорусской государственной академии музыки (БГАМ), ни в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства (БГАМЛИ) нет Фонда Мечислава Вайнберга. Вместе с тем, работа в БГАМЛИ с фондами В.А. Золотарева, А.К.Клумова и С.Г.Нисневич позволила найти интересные материалы и сведения о Вайнберге: статья «Малады кампазітар» С. Нисневич, которую музыковед написала для центральной газеты “Літаратура і мастацтва” (№33, 19.10.1940); письмо В.А. Золотарева его жене, Александре Золотаревой, и дочери Люсе (г. Минск, 6 января 1940 г., http://www.mishpoha.org/arkhivarius/452-vasilij-andreevich-zolotarev-i-mechislav-vajnberg); интервью Э.Тырманд о предвоенной Варшаве, студенческих годах в Белорусской консерватории (1939-1941) и импровизационных концертах на белорусском радио.
Белорусский след ярко выражен и в период эвакуации М.Вайнберга вместе с А.Клумовым в Ташкент. Об этом свидетельствует работа композиторов над белорусской музыкальной драмой и получение поддержки со стороны правительства БССР (ответ секретаря ЦК КП(б) Белоруссии по пропаганде Т.Горбунова от 16 февраля 1942 года, Москва).
Названные материалы дали импульс к созданию И.Ф.Двужильной книги «Мечислав Вайнберг и Беларусь: взгляд исследователя» (рукопись, Гродно, 2018). Цель данной книги заключается в знакомстве читателя с годами обучения М. Вайнберга в Белорусской государственной консерватории (октябрь 1939 – июнь 1941), с окружением молодого музыканта: с В.А.Золотаревым и А.К.Клумовым, с сокурсниками М.Вайнберга по Варшавской консерватории, будущими белорусскими композиторами Л.Абелиовичем, Г.Вагнером, Э.Тырманд. Серию статей представляют публикации автора, освещающие музыку М.Вайнберга в контексте преломления им темы Холокоста, одной из знаковых в его творчестве.
В рамках презентации доклада в Манчестере состоялся видео-просмотр произведений М.Вайнберга: двух песен из опуса 4 и 9 (исполнители: Ангелина Беланович – вокал, Алексей Петров – фортепиано; звукорежиссер – Виктор Седнев), обработки песни «Ой, реченька» (вокальный ансамбль Гродненской капеллы).

Вайнберг: Восток и Запад

Вайнберг: Восток и Запад

Вайнберг: Восток и Запад

Вайнберг: Восток и Запад

Вайнберг: Восток и Запад
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Приоритетные сайты

^